суббота, 18 июня 2011 г.

Новое видение скрапа: Тканевый альбом

Приобщаясь к корням, довелось нам прошлым летом побывать на удмуртском национальном празднике конца сева, что проходил 12 июня в деревне Лудорвай. Гербер - называют его удмурты.
Я, признаюсь честно, по-удмуртски ничего не понимаю, но всегда было очень интересно окунуться в национальный быт. С его удивительными обычаями, песнями, костюмами, сказками и ремеслами. Есть в этом какая-то озаряющая чистота, глубиной с само небо. На удмуртском флаге три цвета: черный - земля-матушка, красный - солнышко ясное и белый - свобода, столь любая народу любому. И обряды, ведущиеся издревле, что сейчас возрождаются.

День был чудесный: жаркое солнце разбавлял прохладой ветерок, очень остро пахло травой, гудели над ромашками махровые шмели, и шумел люд. Глаз радовался многоцветью костюмов, слух наслаждался переливами многочисленных гармоник и "щебетанием" удмуртской речи. Под площадку праздника выделили большое поле, поставили сцены, деревянные скамьи.
На стоянке соседствовали дорогие иномарки со старенькими "Жигулями" и ничуть не мешали друг другу. Всё было так, будто на поляне собралась одна семья. И это было удивительно. Чувство душевного единения с незнакомыми людьми. Казалось воздух был пронизан добротой и участием. Народу было много. Люди семьями приезжали на праздник из далеких удмуртских деревень. Звенели монисты. Газеты назвали Гербер "Большим пикником по-язычески".

Как обычно бегая с фотоаппаратом, я ловила этот дух в объектив. И уже знала, что будет альбом. Натуральный, насколько это возможно. Поэтому в основе - хлопчатобумажная ткань и кружево, лен и сизаль, деревянные и стеклянные бусины, немножко металлических брадс. Делала долго. Наверное, оно того стоило.
Фотографий будет много, запаситесь терпением.



На обложке минимум украшений. Подавила желание разукрасить всё цветами. Главное украшение - рамочка от Тима Хольца. И ставшие традиционными завязки, пропущенные через люверсы.






Официальная часть праздника:








Ездили мы большой компанией с друзьями, но там разделились, поэтому эта фотография одна из немногих совместных. А я - по ту сторону фотоаппарата.







Когда Саша берет девочек на руки, он сам начинает светиться, как солнышко!


Эту фотографию вы уже видели у меня в профиле... Здесь мельница настоящая.





Весело играть на просторе на солнышке, когда рядом мама и папа.


Карусель с пятиметровыми ленточками...




Завершив прогулку катанием на деревенской телеге, девочки мои умаялись окончательно. Жене даже качели были не в радость, а Ксюша засыпала на руках.



Надо ли говорить, что на заднем сиденье машины крошки уснули сразу. И мы ехали умиротворенные, приоткрыв окна и вдыхая запах свежескошенной травы. Для полноты ощущений, наверное, чуть-чуть не хватало коровы с парным молоком...



пуговки...


На форзацах со временем будет журналинг: история Гербера и наши впечатления. Со своим перфекционизмом тексты пишу долго, поэтому просто оставила под них место.



Я, надеюсь, что вы смогла почувствовать и проникнуться атмосферой праздника. А если вдруг вам интересно, расскажу про праздник подробнее.

Гербе́р — национальный праздник удмуртов.

До революции праздновался обычно весной (после окончания сева) или летом (перед началом сенокоса). У южных удмуртов известен также под названием гыро́н быдто́н (букв. «окончание пахоты»).

В последние дни летнего солнцестояния, период между троицей и Петровым днем, называемые, как и в дни зимнего солнцестояния, вожодыр или инвожо, устраивался летний праздник, называвшийся в разных местах гербер, гужем юон, куарсур, Петрол, Петров день. Названия говорят о приуроченности традиционных праздников к Петрову дню церковного календаря. Гужем юон или гербер считался последним праздником земли в году, последним летним праздником: до этого дня заканчивали все весенние земледельческие работы, в которых применялся плуг; отсюда и название праздника гербер, что значит: после плуга. Другое его название куарсур (праздник пива в честь травы) связано с буйным распусканием зелени к этому времени. После него начинался сенокос. Как и в другие календарные праздники, происходило традиционное праздничное гостевание взрослых и молодежное гуляние. Гербер известен как праздник свадеб. Потому в некоторых традициях известен как сюан праздник. Проводился в это время обряд сялтым — купание молодушек. В один из дней праздника на юге Удмуртии соблюдался обычай устраивать Бусы сюан (свадьбу поля), или Ӟег сюан (свадьбу ржи). Молодые незамужние девушки собирались группами человек по 12-15 и шли к ржаному полю. Там разыгрывали некое подобие свадьбы. Одна из девушек выполняла роль невесты, остальные её сопровождали, дарили ей подарки - ленты, платочки, лоскуты ситца. «Свадьба» проходила каждый год на новом месте, но непременно возле большого дерева, растущего у края ржаного поля -липы, ели, дуба. Деревья почитались как участники свадебного обряда, их называли сватами (кудо), украшали лентами, лоскутками материи. В некоторых деревнях имитация свадьбы происходила ещё более выразительно. Молодёжь делилась на две группы, как на настоящей свадьбе, - сюанчи (поезжане со стороны жениха) и бӧрысьчи (поезжане со стороны невесты). Таким образом людской обряд проецировался на мир растений, побуждая их к плодоношению. Девушки приносили с собой еду - табани, яйца, пироги, яичные лепёшки курегпуз табань, а также квас или бражку. Придя на место, молились, говоря: «Йӧ зоръёс но секыт зоръёс тэль вылтӥ но ву вылтӥ мед кошкозы. Кизем ю-нянь ӟеч мед кисьмалоз, ӟечкын кие мед сюроз» («Град и ливни над лесом, над водой, мимо полей пусть пройдут. Посеянные хлеба пусть хорошо вызреют, пусть в руки хорошо дадутся»). Помолившись, ели, пили принесённые напитки. Перед тем как попить, каждый выливал немного своего напитка к корням ржи, «чтобы лучше росла». «Невесте» дарили подарки. Во время церемонии пели особую песню, называемую гужем юон гур (песня летнего пира) или ӟег сюан гур (песня свадьбы ржи). В некоторых традициях эту песню пели на мелодию местной свадебной песни сюан гур. После совершения ритуальных действий начинали петь любые другие песни, плясать, играть. Вечером девушки возвращались с поля и ходили в гости в дома тех подруг, которые участвовали в обряде.
Вот такой экскурс в историю.

С альбомом собрала целый ряд заданий:
с самодельными цветами Студия "Елена"

с пуговками "Пуговки 4EVER!" в Скрап-клубе Екатеринбурга


с обложкой - Задание №17 - Важный элемент: металлический декор в блоге "Подари кусочек счастья"


с множеством кружев в задании "Кружевная история" блога Синяя груша



Спасибо за то, что дочитали до конца. Спасибо за комментарии, мне важно знать ваше мнение: понравилось ли, как вы делали свой первый тканевый альбом, может что-то можно было сделать лучше и интереснее?

11 комментариев:

  1. Алсу, альбом потрясающий. Очень уютный, семейный, теплый. Спасибо за участие в задании Синей груши.

    ОтветитьУдалить
  2. Очень красивый гармоничный альбом!Такие яркие фотографии ;) Понравилось сочетание грубого фона и ярких элементов и украшений,все в меру)) И вы такие счастливые!Удачи в заданиях!

    ОтветитьУдалить
  3. Замечательный альбомчик, и по-моему очень удачное сочетание самого праздника и выбора материалов (грубая ткань), мне очень понравилось!!!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  4. очень красивый альбом! замечательно сочетание кружева, мешковины, пуговиц и растительных штампов! очень понравился!спасибо за участие в задании блога Синяя груша.

    ОтветитьУдалить
  5. Альбом просто замечательный!

    ОтветитьУдалить
  6. Удивительный альбом! Ты молодец, моему восхищению нет предела! А насколько позновательны твои посты: стыдно признаться не знала значение цвета на удм. флаге...

    ОтветитьУдалить
  7. шикарная работа!!! брависсимо! спасибо за участие в конкурсе от СКЕ

    ОтветитьУдалить
  8. Восхитительный альбом:)))

    ОтветитьУдалить
  9. сказочной красоты альбом!!!

    ОтветитьУдалить
  10. вживую он во много раз лучше!)))

    ОтветитьУдалить